Верховная Рада Украины приняла закон об утилизации авто, произведенных не по полному циклу. Это сулит существенное подорожание иномарок в стране. Сбор предусматривает в будущем предварительную выплату за утилизацию автомобилей именно тех марок, которые не осуществляют производство полного цикла в Украине. Украинские предприятия полного цикла при продаже авто будут в будущем создавать площадки и самостоятельно утилизировать автомобили — это вместо уплаты сбора. Для легковых автомобилей ставка составила — 5 500 гривен с коэффициентом 0,86-5,5 и коэффициенты 1,72-11 для авто с пробегом, старше трех лет. Выходит, что все новые авто в Украине не сошедшие с конвейера «ЗАЗ» и «Богдан», будут стоить на 4,73 тысяч гривен дороже. Подержанные подорожают на 9,46 тысяч гривен.
Утилизационный сбор будет осуществляться лишь один раз. Новый Закон предусматривает возрастание полномочий ГАИ. Теперь она сможет обязать владельца автомобиля утилизировать его транспортное средство, если его состояние ненадлежащее. Сбор не обязаны платить те, кто ввозят в страну машины. Также те, чьи автомобили принадлежат дипломатическим учреждениям и международные организации, ранее вывезенные из страны транспортные средства и выставочные автомобили старше 30 лет. Не резиденты также не будут платить сбор, которые временно ввозят авто в Украину. Средства со сбора будут направлены на банковский счет, а после будет проводиться финансирование утилизационных площадок. Поступления в бюджет страны ожидается в размере - 2–2,5 млрд гривен.
Для многих новость об этом известии стала просто шокирующей. И продавцы и будущие покупатели автомобилей считают такой налог абсурдным. В зависимости от объема двигателя с вас могут взять от 4 730 до 30 250 гривен. Те у кого автомобиль подержанный скорее решат бросить его на пустыре, нежели продать с такими налогами. Эксперты то и дело занимаются разъяснением спорных моментов, но ответов пока мало. Кто будет решать, что ваше авто необходимо утилизировать? Может у автомобилей будет срок годности? Оценивать будут сотрудники ГАИ, когда по их мнению машине пора на покой. Получается это уже не добровольная задача, а принудительная? Какие параметры будут использоваться для принятия подобного решения? А компенсация будет выплачиваться владельцу? Утилизационный сбор вступит в силу через 90 дней после публикации. Благо, этого пока не произошло.
Украинская ассоциация авто импортеров ВАИИД считает утилизационный сбор ничем иным, как давлением на тех, кто занимается ввозом автомобилем в Украину. Но формулировка закона противоречат сути сбора. Как считает ВАИИД импортеры не должны платить налог за утилизацию, которая не понятно когда будет. «Сумма не должна зависеть от объема двигателя, ведь количество вредоносных веществ и затраты на их утилизацию в любом легковом автомобиле практически одинаковые», - так говорится в официальном обращении к Президенту Украины. Импортеры прогнозируют спад продаж. Так как налог затронет только те машины, которые будут ввезены на территорию Украины спустя 90 дней, есть надежда, что автомобили, присутствующие на рынке до этого времени с налогом не познакомятся. Но дальше будет видно. Так или иначе, время, чтобы разобраться и сделать правильные выводы, есть.